вторник, 26 января 2010 г.

Классификация дум метал .

Классификация дум-металла (направления):

Итак, какие же существуют направления в дум-металле? Мы приводим классификацию сложившуюся и утвердившуюся к настоящему времени. Все названия направлений (как и рекомендуемые альбомы для ознакомления) расположены в алфавитном порядке, а не в соответствии со временем возникновения и по степени значимости для стиля – во избежание какой-либо путаницы и для удобства поиска интересуемого раздела.

Atmospheric Doom
Атмосферный дум-металл

Рекомендуемые альбомы западных групп:
The 3rd And The Mortal «Tears Laid In Earth» ‘1994
As Divine Grace «Lumo» ‘1997
Avrigus «The Secret Kingdom» ‘2000

Dark Doom
Дарк-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Bethlehem «Dark Metal» ‘1995
Desire «Locus Hurrendus, The Night Cries Of A Sullen Soul…» ‘2002
Paul Chain «Park Of Reason» ‘2002

И атмосферный дум-металл, и дарк-дум сразу бы хотелось отделить от остальных направлений по причине локального бытования этих терминов. Не стоит забывать и о том, что многие термины появляются неоправданно и без чёткой системы, что приводит к тому, что понятие дум-металла расслаивается и приводит к большой путанице.
Подробнее см. окончание статьи.

Black Doom
Блэк-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Cultus Sanguine «The Sum Of All Fears» ‘1999
Dolorian «When All The Laughter Has Gone» ‘1999
Katatonia «Dance Of December Souls» ‘1993

Рекомендуемые альбомы российских групп:
Forest Stream «Tears Of Mortal Solitude» ‘2002

Doom-death metal, смешанный с black-metal, а также содержащий в себе элементы блэка, относят именно к этому понятию. Родоначальниками стиля считаются Katatonia с их дебютным альбомом «Dance Of December Souls», на котором группа, ведущая корни из блэк-маталла представила металл в совершенно новом виде, использовава скрим-вокал (характерный собственно для black), что позволило многим отнести группу к новому направлению. В дальнейшем, некоторые группы пошли дальше, вставляя в свою музыку больше технических элементов блэк-металла, что привело к тому, что иногда стало невозможным чётко решить, в каком направлении играет группа (например, Nortt): блэк-металл или блэк-дум-металл?


Doom Death
Дум-дэт

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Anathema «Serenades» ‘1993

Morgion «Solinari» ‘1999
Mourning Beloveth «The Sullen Sulcus» ‘2002
diSEMBOWELMENT «Transcendence Into The Peripheral» ‘1993
Paradise Lost «Gothic» ‘1991
My Dying Bride «Turn Loose The Swans» ‘1993
Saturnus «Paradise Belongs To You» ‘1997
Рекомендуемые альбомы российских групп:
Black Forest «Sadness» ‘1999
Stonehenge «Victims Gallery» ‘1996
Екклесиаст «Прикосновение Вьюги» ‘1998
Океан Печали «Таинство Зимы» ‘2002
Painful Memories «Memorial To Suffering» ‘1996

Термины «дум-дэт» и «дэт-дум» зачастую не различаются среди критиков. Вполне допустимо, что можно было бы не разделять между собой эти понятия, но к настоящему времени образование этих терминов обстоятельно назрело с развитием современной дум-металл-сцены и размежеванием направлений.
Под doom-death metal, как правило, понимается металл, получивший развитие из дэт-металла, как это произошло в своё время с Anathema, My Dying Bride (их первые демо-записи выдержаны именно в последнем ключе). Собственно от дэт-металла в такой музыке остались лишь вокал – «гроул», грубое, тяжёлое звучание (но не обязательно строй гитар) и вкрапления самого дэта в виде проигрышей (что продемонстрировали те же My Dying Bride на своём альбоме «Turn Loose The Swans», но что, в конечном счёте, также не обязательно для использования).
Понятие «дэт-дум» применяется часто для обозначения групп, которые также идут от дэт-металла, но не отрываются от своих корней и, говоря иными словами, представляют собой «замедленный дэт-металл», но в то же время, в отличие от таких групп, как Crematory действительно исполняют музыку в стиле дум-дэт. В то же время считается, что истинными представителями стиля «дэт-дум» являются diSEMBOWELMENT и Dusk. И действительно, эти группы в своей музыке комбинировали дэт-металл и дум-металл, и подчас нельзя было определить по некоторым песням – что в них больше: дэта или дума? Поэтому именно эти две группы можно назвать истинными представителями направления «дэт-дум».

Drone Doom
Дроун-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Earth «Earth 2» ‘1993
Thrones «Alraune» ‘1996
Sunn O))) «Flight Of The Behemoth» ‘2002
Teeth Of Lions Rule The Divine «Rampton» ‘2002
Hyatari «The Light Carriers» ‘2005
O.B.E.Y «Ultra Heavy Low Frequency Variations» ‘2005
Рекомендуемые альбомы российских групп:
Merksdvelth «Through» ‘2004

Drone-doom – пожалуй, самая монотонная, медленная и минималистичная дум-музыка. Цикличность и медлительность в этом жанре настолько значительны, что, порой, у слушателя может возникнуть вопрос: "является ли drone музыкой?". Однако, здесь тоже обнаруживается своя гармония, своя эмоциональная наполненность и свобода в творческом выражении… Просто drone – иной, часто непривычный для большинства, взгляд на музыку. В основе drone лежат повторения, словно созданные для гипноза слушателя и протяжные, "гудящие" звуки инструментов. Drone-doom – это порождение традиционного дума, чьи корни уходят к первым записям Black Sabbath и Bedemon, однако, в столь немелодичном и гипертрофированном виде сие ответвление doom появилось лишь в начале '90-х - благодаря американской группе Earth. Если ранние записи данной группы, при всей своей чудовищной инертности и тягучести, еще имели некую свойственную для традиционного метала основу (например, ритм-секцию), то первый полноформатный альбом «Earth 2» настолько экстремален в своей минималистичности, что там даже отсутствуют барабаны и вокальные партии – только четкие, тяжелые и назойливые гитарные риффы. Собственно, ничего удивительного. Мощь и специфика таких риффов – давнее достояние doom-музыки… В сравнении с другими doom-направлениями, атмосфера drone doom, как правило, наиболее "аскетична". Вполне подходящим описанием сей атмосфере можно привести такие слова как "опустошенность", "транс", "прострация"… На рубеже '90-х и нового тысячелетия появились верные последователи жанра: Thrones (единоличный проект басиста Престона, ранее игравшего в Earth) и Sunn O))). Последние весьма экспериментальны и нередко выходят за рамки drone doom… Кроме всего, нельзя не упомянуть и о таких методах звукового террора как sludge/drone (наглядный пример – Boris с их альбомом Amplifier Worship) и noise/ambiental drone doom (в лице Funerary Ward и Fall Of The Rgey-Winged One)…

Funeral Doom
Фюнерал-дум/Похоронный дум-металл

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Esoteric «Subconscious Dissolution Into The Continuum» ‘2004
Funeral «Tragedies» ‘1995
Mournful Congregation «Monad Of Creation» ‘2005
Shape Of Despair «Angels of distress» ‘2001
Skepticism «Stormcrowfleet» ‘1995
Thergothon «Stream From The Heavens» ‘1994
Tyranny «Tides Of Awakening» ‘2005
Until Death Overtakes Me «Prelude To Monolith» ‘2003
Worship «Last CD Before Doomsday» ‘2004
Рекомендуемые альбомы российских групп:
Comatose Vigil «Not A Gleam Of Hope» ‘2005
Инталия «Инталия» ‘2005
Квазар «Р.И.И.» (Demo) ‘2004
Inter Arbores «Autumno Ineute» ‘2004

Экстремальная форма металла, а по сути, дум-дэт металла, из которого и выкристаллизовалось это направление. Несомненно то, что часть дум-дэт групп начала 90-х пошла путём замедления темпа своих композиций (таковы, например, первопроходцы направления Thergothon). При этом музыка создавала крайне мрачное настроение, образовывшееся, как за счёт самой музыки, так и текстов. Главной идеей направления можно назвать создание похоронной музыки методами дум-металла.
В дальнейшем, часть групп оставила за собой дум-дэтовую структуру и их можно выделить отдельно, как подвид «funeral doom-death» (яркий представитель – Evoken). Другая часть групп пошли путём разрушения рифовой структуры, что привело к созданию нового подвида – «ambient funeral doom» (Until Death Overtakes Me), где при сохранении общей идеи фюнерал-дум (похоронная мрачность музыки, её медленность) композиции строятся на гитарных перегрузах.
Также принято считать, что funeral-doom в корне монотонен, но это справедливо лишь отчасти, т.к. монотонность является лишь базисом, на котором строятся композиции. Конечно, ритмические «взрывы» характерны для funeral-doom death направления (опять же вспомним Evoken), но мейнстрим весьма разнообразен и за счёт мелодики, и за счёт привлечения дополнительных, камерных инструментов. Интересны и примеси иных направлений и течений, как например слияние funeral-doom и психоделии в творчестве Esoteric

Gothic Doom
Готик-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Draconian «Arcane Rain Fell» ‘2005
Estatic Fear «A Sombre Dance» ‘1999
Lacrimas Profundere «Memorandum» ‘1999
Silentium «Infinita Plango Vulnera» ‘1999
Рекомендуемые альбомы российских групп:
Autumn «…And We Are Fallen Leaves» ‘1997
Dis Pater «The Princess In The Emerald Garden» ‘2003
Goresleeps «And The Voice From Legend Will Proclaim» ‘1995
Sundial «The Silence» ‘2004

Gothic doom – достаточно молодой и условный термин, поскольку большинство групп, чье творчество характеризуют данным словосочетанием, играет в широком музыкальном диапазоне и, зачастую, весьма далеки от типичного doom-metal-а, с присущей ему тяжестью и фатализмом…. К gothic-doom-у обычно относят метал-группы, исполняющие неспешную и мелодичную музыку с романтично-печальной атмосферой.. Нередко в такой музыке можно услышать женский “ангельский” вокал, мужской “скорбный” рык, смычковые и клавишные инструменты… Gothic-doom группы могут выходить за рамки тяжелой музыки, отдаляясь даже к таким жанрам как gothic rock, dark wave и alternative… Одно из более “тяжелых” детищ готик-дума (но имеющее уже слабые связи с doom-metal) – “the beauty and the beast” (“красавица и чудовище”). Первопроходцами данного жанра считаются норвежцы Theater Of Tragedy, гармонично сочетавшие нежный женский голос и мужское рычание – это, в большинстве случаев, промежуточный этап между дум-детом и готической музыкой. Своеобразный "пост дум-дет". Это неспешная, относительно легкая и удобоваримая метал-музыка с частым использованием таких "неметаллических" инструментов как: рояли, скрипки, синтезаторы и проч… Использование женского вокала тоже нередко встречается у большинства представителей готик-дума. В атмосфере этой музыки присутствуют свойственные для готики романтичные и "декадантные" (т.е. эстетика распада) настроения. К думу относят весьма условно, пожалуй лишь из-за общей неторопливости и остаточных элементов doom/death (гроулинг, сравнительно жесткие гитары и т.д.)
Сюда же, в этот раздел, можно без труда включить уже упомянутый «атмосферный дум-металл» (что зачастую и происходит).

Sludge Doom
Сладж-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Eyehategod «Southern Discomfort» ‘2000
Crowbar «Odd Fellows Rest» ‘1998
Goatsblood «Drull» ‘2003
3D House of Beef «Low Cycle» ‘2001
Grief «Dismal» ‘1994
Negative Reaction «The Orion Chronicles» ‘2000
Рекомендуемые альбомы российских групп:
НИМФ «Вкус Плаценты» ‘2005

Считается, что сладж-дум (sludge-doom) зародился в Америке, на заре ‘90-х, с такими бандами Crowbar, 3d House Of Beef, Eyehategod. Это андерграундный, очень медленный и, как правило, немелодичный стиль тяжелой музыки, рожденный на стыке традиционного дума и хардкора старой школы. Большинство сладж-думстеров делает ставку на грязно-звучащие, тягучие и многократно повторяющиеся гитарные риффы, с мощным, порою даже “перегруженным” басом - это так называемая “звуковая стена”, доведенный до высокой плотности “думовый” groove. От хардкора они заимствуют некоторую резкозть в звучании (а иногда это и проявления настоящего хардкорового драйва) и грубый, “больной” вокал. Можно сказать, что sludge-doom – это частный случай”сладжевой” музыки (сейчас к sludge относят и такие понятия как sludge/noise, sludge/metalcore, sludge/grind и т.д…), представляющее из себя именно экстремальное развитие стиля doom.

Stoner Doom
Стоунер-дум

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Solace «13» ‘2003
Cathedral «The Carnival Bizzare» ‘1995
High On Fire «Surrounded by Thieves» ‘2002
Abdullah «Graveyard Poetry» ‘2002
Gate9 «Moon Ranger Gone Evil» ‘2002
Sons Of Otis «Templeball» ‘1999
Electric Wizard «Dopethrone» ‘2000
YOB «Elaborations Of Carbon» ‘2000

Само направление представляет собой симбиоз традиционного doom'а и stoner rock'а. Не смотря на относительную молодость данного направления, корни его уходят в далекое прошлое метала и тяжелого рока. Stoner doom - тяжелая, психоделическа музыка с четкой риффовой структурой и удивительным образом сочетающая в себе doom'овую инертность и энергетику рок'н'ролла. В отличие от чистого stoner rock'а (наглядный пример - Kyuss), являющегося своеобразным воплощением наркотической эйфории и рок'н'ролльного угара, stoner doom - это, прежде всего, doom-музыка. А значит, вязкое, неторопливое и тяжелое звучание здесь направлено на создание темной и угнетающей атмосферы. Конечно, если учесть, что стоунер-музыканты многим обязаны гараж-психодел-хардрокерам конца 60-х / начала 70-х и "отвязным" песням Black Sabbath вроде "Hole in the Sky" и "Symptom of the Universe", а приверженцы дум-метала - ранним композициям тех же Black Sabbath, получаем эдакий "крепленый наркотический коктейль" для истинных поклонников первородного тяжелого рока/метала. Правда, данное проявление является носителем именно негативных эмоций. Наиболее яркие представители: Abdullah, High On Fire, Cathedral среднего периода… Иногда "стоунер-думом" именуют и очень тяжелую версию традиционного дума, в звучании которого присутствуют психоделические эффекты. Пример: Electric Wizard и Sons Of Otis…

Traditional Doom
Традиционный дум-металл

Рекомендуемые альбомы западных групп:
Candlemass «Nightfall» ‘1987
Reverend Bizarre «In Rectory Of Bizarre Reverend» ‘2002
Saint Vitus «Mournful Cries» ‘1988
Count Raven «Storm Warning» ‘1990
Cathedral «Forest Of Equilibrium» ‘1991
Solitude Aeturnus «Beyond The Crimson Horizon» ‘1992
Warhorse «As Heaven Turns To Ash..» ‘2001
Рекомендуемые альбомы российских групп:
Scald «Will Of The Gods Is Great Power» ‘2003

Doom-metal в первозданном виде - это музыка, сформировавшаяся к середине '80-х, под влиянием раннего творчества таких мрачных и неторопливых хард-рокеров предыдущего десятилетия как Black Sabbath, Bedemon и Pentagram, но имеющая в своей основе уже тяжесть и жесткость настоящего метала. Самыми видными первопроходцами данного жанра считаются Saint Vitus и Candlemass, хотя в те годы существовало немало и других талантливых и влиятельных doom-групп (Trouble, The Obsessed, Pagan Altar и т.д.), увы не получивших столь широкой известности… Классический doom-metal примечателен специфической техникой исполнения и звучанием, именуемыми "groove" - т.е., наследием монотонного и вязкого хард-рока '70-х а-ля Black Sabbath. Это повторяющиеся, грубые, порою атональные риффы, отдельные элементы блюз-рока, мощный, "укачивающий" бас и даже веяния психоделии. Некоторые группы классической школы doom-metal предпочитают время от времени "разбавлять" медленность и вязкость в звучании динамичными, характерными для рок'н'ролла, вставками - однако это вовсе не обязательный элемент подобной музыки… Большая часть представителей традиционного doom-а предпочитает чистый вокал (видимо, отдавая должное великому Оззи Осборну), среди тех же классиков можно встретить и более хриплое/грубое пение (Saint Vitus, Dream Death и более молодые - Cathedral). Атмосфера в музыке классических дум-исполнителей весьма разнообразна - от холодной, эпической скорби до отчаяния и ярости. Конечно, в отличие от того же stoner-рока, музыка doom не выражает позитивных эмоций… Сегодня, как и ранее, традиционный doom-metal далек от популярности, но это не мешает ему оставаться одной из актуальных и влиятельных сил андерграунда.

1 комментарий:

  1. не согласен я с этой классификацией конечно, ошибок много, ну да ладно. а вообще если уж классифицировать, то нужно начинать в первую очередь с трада (:

    ОтветитьУдалить